Поспевает ли речь за возрастом

Развитие речи ребенка имеет свои нормы, характерные для каждого возраста. Чтобы оценить состояние речи малыша, родителям необходимо следить за тем, соответствует ли речь малыша этим нормам, чтобы при необходимости вовремя обратиться к врачу, ведь речь-это один из показателей общего психомоторного развития малыша. Что должен уметь малыш:
8 недель — начальное «гуление», малыш произносит отдельные гортанные звуки, начинает улыбаться при виде знакомых лиц.

3-й месяц — малыш начинает смеяться и активно «гулит», произносит протяжные гласные звуки.

7-8 месяцев — начинает произносить цепочки слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», это, так называемый лепет. Узнает голоса близких, поворачивается на речь.

8-9 месяцев — отзывается на свое имя.

9-10 месяцев — активно лепечет, пытается повторять за взрослыми слоги, копирует интонацию, понимает обращенную к нему речь, откликается на свое имя. Повторяет за взрослыми потешки: «ладушки», «сорока» и другие. Может показывать по просьбе предметы. Свои эмоции сопровождает активной мимикой.

11-12 месяцев — появляются первые слоги. Ребенок может произносит около 10 слов: мама, папа, баба, дай и др. Ребенок может выполнять простые просьбы: «дай игрушку», «открой дверь» и др.

1 ГОД — понимает обращенную к нему речь, откликается на свое имя и знает его. Дает по просьбе несколько предметов, понимает значение слов «дай», «на» , «нельзя»,показывает на знакомые картинки, когда их называют. Знает некоторые части тела. Слышит и распознает различные звуки, может их воспроизвести. Повторяет простые слова за взрослым. Самостоятельно произносит около 10 слов. Пассивный словарь ( слова, которые ребенок знает, но не произносит) превосходит активный. Рисует каракули маркером или карандашами. Смеется, улыбается при виде своих родных.

2 ГОДА — произносит фразы, сопровождает речь эмоциональной мимикой. В этом возрасте ребенок еще ошибается в роде, числе. падеже. Называет свое имя. Хорошо различает слова и понимает их значение. Слушает, когда ему читают книжки, по вашей просьбе называет предметы на картинках и рассматривает их.В словаре около 200-300 слов, в основном это существительные( имена, названия животных, предметов), постепенно появляются глаголы и прилагательные. Говорит слова «да», «нет», «еще»,соединяет слова в словосочетания из 2-3 слов. Правильно соединяет слова: предмет и действие («мама моет», «я не хочу»).Может выполнять сложные инструкции: «Сначала помоем руки, потом будем кушать» .

3 ГОДА — речь становится более понятной, произносит слова более правильно. Может назвать свои имя, фамилию, пол. Говорит фразы из 3-4 слов, при этом может допускать грамматические ошибки.В словаре около 1000-1500 слов.Активно использует глаголы и прилагательные, называет качества предметов ( цвет, форму, свойства). Правильно применяет предлоги. Знает что такое «один» и «много». Различает и может назвать игрушки, части тела, предметы, животных. Слушает длинные рассказы и сказки. Задает вопросы, выслушивает ответы.Договаривает звуки, слоги и слова, когда ему читают. Может описать словами свои мысли, впечатления, отношение к чему-либо. Знает и может назвать два цвета.Знает, какое время суток в данный момент.

4 ГОДА — ребенок использует фразы из 4-5 слов, может выстраивать предложения, но пока еще с грамматическими ошибками. В фразах использует слова «как», «почему». В словаре около 1500 слов. Может рассказать об увиденном, при этом использует такие словосочетания, как :»я думаю, что», «наверное». Употребляет в речи глаголы в прошедшем времени. Рассказывает наизусть короткие стихи. Выполняет задания с использованием предлогов «сзади, рядом, между» и другими. Правильно произносит звуки «б», «в»,«г», «н», «д», «т», «ф», «з», «к», «м», «п», «ц», «с».
5 ЛЕТ — в словаре ребенка около 3000 слов.Он выстраивает предложения из 5-6 слов, грамматические ошибки допускает редко. Использует глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени.Пересказывает небольшие тексты. Знает свой адрес, считает до десяти. Различает где правая, а где левая сторона. Понимает и может рассказать назначение предметов и из чего они сделаны.Может назвать противоположное значение слов. Все звуки произносит правильно.
6 ЛЕТ— в словаре около 6000 слов. В разговоре ребенок произносит сложные предложения, использует в них все основные части речи.Может рассказывать и пересказывать, передает свое отношение к рассказываемому.Дает несколько характеристик одного предмета( игрушка мягкая, пушистая, большая). Использует обобщающие, абстрактные и отвлеченные понятия.Рассказывает о событиях, происходивших в прошлом.Произносит все звуки правильно, не переставляет слоги, за исключением некоторых труднопроизносимых слов, например «экскаватор». Называет части тела, ориентируется в пространстве.Раскрашивает картинки, обводит, штрихует, дорисовывает. Знает цифры и буквы.